Семинары-практикумы

Учитель экономики и географии МОУ "Гимназия №1" г.Ядрин
Данилов Сергей Борисович

Семинары-практикумы

Помимо контрольных вопросов из учебника,  предлагаем учащимся следующие задания.

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удовлетворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже мультимиллиардерам не все подвластно.  Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.

2.   Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в про­цессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции сле­дующие:

- предприниматель берет в свои руки инициативу в соеди­нении других экономических ресурсов - земли, капитала и труда - в единый производственный процесс;

- предприниматель несет ответственность за принятые хо­зяйственные решения в производственном процессе;

- предприниматель должен иметь склонность к инноваци­ям, т.е. не бояться внедрять новую технику и техноло­гии, создавать принципиально новые товары и услуги;

- предприниматель не должен бояться риска:  прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.

Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономиче­ский ресурс.

3.   Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ - это одно и то же?

Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумева­ем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограничен­ность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего ко­личества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нишим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.

4. Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 3000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 4000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 5000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного вы­бора - это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упу­щенные Надей 5000 рублей месячного дохода продавца.

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта - дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

- затраты на посещение театров;

- затраты на изучение японского языка;

- затраты на еду и одежду;

- затраты на занятия верховой ездой?

Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут высту­пить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изу­чение японского языка, либо затраты на занятия верховой ез­дой - конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае - от них Петя не сможет отказаться.

 

Несколько ситуаций для закрепления материала

1.   Один мой знакомый недавно пожаловался: «Каждый год начальство дает мне прибавку к заработной плате, но рост цен ее съедает». Что он хотел этим сказать?

Ответ. Мой знакомый говорил о том, что ежегодно его но­минальная заработная плата возрастает, однако в своем росте она едва успевает за повышением общего уровня цен в экономике. Поэтому, несмотря на увеличение номинальной заработной платы, его реальная заработная плата остается практически неизменной.

2.   Как вы думаете, какое влияние окажет непредвиденная инфляция (n - 20% за полгода) на следующих членов общества:

а)  работника городской библиотеки?

Ответ. Работник городской библиотеки является государст­венным служащим и получает заработную плату из государственных источников финансирования, значит, его номинальный доход является фиксированной величиной. Вероятнее всего, при нали­чии непредвиденной инфляции государственные органы не успе­ют столь оперативно повысить его номинальную зарплату с учетом роста цен и реальный доход библиотекаря значительно снизится.

б)   студента вуза, получающего стипендию?

Ответ. Реальный доход студента понизится по тем же при­чинам.

в)   человека, имеющего много долгов?

Ответ. Этот человек, безусловно, выиграет от инфляции, так как он будет возвращать кредиторам обесценившиеся деньги.

г)   шахтера, являющегося членом мощного профсоюза?

Ответ. Если профсоюз действительно мощный, то он может

потребовать от работодателя (в том числе и от государства) ин­дексации заработной платы для своих членов, т. е. повышения зарплаты с учетом темпа инфляции. Реализация требований профсоюза шахтеров может привести к тому, что реальная зара­ботная плата его членов не изменится, а может даже и возрасти, если индексация окажется чрезмерной.

д)   человека, который положил свои сбережения на полгода в банк при номинальной процентной ставке по депозитным вкладам, равной 10% за шесть месяцев?

Ответ. Вкладчик банка сильно пострадает от инфляции, по­скольку двадцатипроцентная инфляция «съест» не только всю величину процентных выплат, но и часть самих сбережений.

3. Обсуждение ситуации. Четверо друзей выиграли в лоте­рею по 1 млн. рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в Сбербанк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 90% годовых. Маша Смирнова купила пылесос. А Света Тютелькина зашила свои денежки в подушку. Годовой темп инфляции со­ставил 90%. При этом пылесосы подорожали за год в 2,5 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами? Объясните ваш ответ.

Решение.

а)   Наименее удачно распорядилась своими деньгами Света, зашив их в подушку.  В условиях высоких темпов инфляции хранение денег в наличной форме — наиболее невыгодное дело. За прошедший год они обесценились почти в два раза. Это значит, что теперь на них можно купить почти в 2 раза меньше товаров и услуг.

б)   Ваня Иванов тоже не слишком удачно вложил свои день­ги, хотя он и получил на них номинальный доход в размере 100000 рублей. Конечно, в конце года Ваня будет иметь налич­ных денег на сумму 1 100000, но сегодня он все равно сможет купить на эти деньги меньше товаров и услуг, чем год назад на

миллион рублей, так как темп инфляции превысил номиналь­ную ставку процента. Реальная ставка процента является величи­ной отрицательной: - 42,1%.

в) Пете удалось полностью сохранить реальную стоимость, т.е. покупательную способность, своих денег. На свой миллион год назад он мог купить столько же товаров и услуг, сколько сегодня на 1900000. Но, несмотря на высокую номинальную ставку процента, вложенные в банк деньги не принесли ему ожидаемого дохода, так как реальная ставка процента оказалась равна нулю.

г) Хозяйственная жилка не подвела Машу Смирнову. Она, пожалуй, наиболее удачно распорядилась своими деньгами. Тем более если пылесос давно был ее заветной мечтой и оказался вещью высокого качества. Как видите, цена на пылесосы вырос­ла за год в большей степени, чем цены на другие товары (в среднем). Это значит, что, если бы даже Маше удалось полно­стью сохранить стоимость денег, положив их под 90% годовых, она все равно не смогла бы через год купить заветный пылесос. Поэтому Маша поступила весьма грамотно с экономической точки зрения. Следует отметить, что в условиях сильной инфля­ции сберегать деньги вообще невыгодно. Более эффективным способом сохранения их стоимости является покупка товаров длительного пользования, а также недвижимости (например, зе­мельных участков или строений).

4. Противоположностью инфляции является дефляция - процесс снижения общего уровня цен в стране. Как вы полагае­те, кто выигрывает при дефляции и почему?

При дефляции выигрывают получатели фиксированных доходов и кредиторы. Последние получают суммы, изначально исчисленные в более «легких» деньгах, а возвращаемые деньгами (потяжелевшими», т. е. обладающими повышенной покупательной способностью. Владельцы сбережений также выигрывают в .условиях дефляции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и повторения предыдущей темы проводим тестирование.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz