Авторский текст

Учитель экономики и географии МОУ "Гимназия №1" г.Ядрин
Данилов Сергей Борисович

Авторский текст

 

Объяснение материала

 

При объяснении материала обращаем внимание на следую­щие моменты.

1. В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. День­ги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рас­сматривать как фактор производства.  Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строи­тельства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический ка­питал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участ­вует в производстве товаров и услуг.

2.   Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, обращаем внимание на то, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или ино­му конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украше­ний, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собст­венность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.

3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для пони­мания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора.  В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь об­ращаем внимание на следующие моменты.

Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осуществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость - это упущенная выгода, т.е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на достижение определенной цели, мы вынуждены поступиться воз­можностью использовать те же ресурсы в других целях. Например, решив произвести танки, мы должны отказаться от произ­водства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради произ­водства танков, и составит альтернативную стоимость танков.

Во-вторых, при принятии решения о производстве некото­рого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использо­вания ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную сто­янку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наибо­лее предпочтительным в данный момент времени будет строи­тельство новой больницы, и начали это строительство.

Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, - это отказ от строительства бас­сейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли постро­ить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроен­ных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универма­га? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью бу­дет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что имен­но из данных невостребованных возможностей было бы наибо­лее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследо­ваний городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительст­во универмага, то альтернативной стоимостью строительства больницы явилась бы потеря для города постройки нового уни­вермага.

Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости альтернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.

В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не количеством недопроизведенных материальных благ или полным от­казом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной ком­пании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предполо­жим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вло­жения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% го­довых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собст­венный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.

 

Закрепление материала

 

Помимо контрольных вопросов из учебника,  предлагаем учащимся следующие задания.

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удовлетворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже мультимиллиардерам не все подвластно.  Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.

2.   Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в про­цессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции сле­дующие:

- предприниматель берет в свои руки инициативу в соеди­нении других экономических ресурсов - земли, капитала и труда - в единый производственный процесс;

- предприниматель несет ответственность за принятые хо­зяйственные решения в производственном процессе;

- предприниматель должен иметь склонность к инноваци­ям, т.е. не бояться внедрять новую технику и техноло­гии, создавать принципиально новые товары и услуги;

- предприниматель не должен бояться риска:  прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.

Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономиче­ский ресурс.

3.   Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ - это одно и то же?

Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумева­ем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограничен­ность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего ко­личества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нишим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.

4. Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 3000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 4000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 5000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного вы­бора - это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упу­щенные Надей 5000 рублей месячного дохода продавца.

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта - дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

- затраты на посещение театров;

- затраты на изучение японского языка;

- затраты на еду и одежду;

- затраты на занятия верховой ездой?

Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут высту­пить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изу­чение японского языка, либо затраты на занятия верховой ез­дой - конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае - от них Петя не сможет отказаться.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz